 |
Портрет Наполеона III |
В 1848 году поражение июльской монархии Луи-Филиппа и победа на выборах президента Республики племянника Наполеона принца Луи Бонапарта привели к появлению нового художественного стиля – стиля Второго Ампира (Второй Империи). В целом, он подразумевал возвращение к эстетике ампира, но, к сожалению, историческая ситуация отличалась от эпохи Наполеона. Не та была аристократия, мечтавшая о былой роскоши, да и буржуазии не хватало смелости стать новой законодательницей стиля.
 |
Императрица Евгения, Ф-Кс.Винтергальтер |
Стиль второго ампира необычайно эклектичен: он сочетает в себе элементы ампира, архитектуры итальянского Ренессанса и барокко и даже иногда носит название «неоренессанса» или необарокко.
Эклектические и имперские устремления породили в придворных кругах моду на псевдоампирные вещи, на сочетания всех стилей, порой граничащие с безвкусием.
 |
Гранд Опера |
Однако художественным символом эпохи стало возведение в Париже Большой Оперы (Grand Opéra) Шарлем Гарнье. В этом здании причудливо, эклектично соединились элементы, типичные для архитектуры Итальянского Возрождения - сдвоенные колонны с аркадой, по-барочному тяжелый декор и необычной формы огромный купол. Фасад украсили скульптурные группы работы Ж.-Б. Карпо и А.-Э. Каррье-Беллёза. В интерьерах Гарнье использовал мрамор разноцветных пород, золоченую бронзу, мозаику, декоративные росписи, ковры, хрустальные люстры, зеркала, мраморные и бронзовые статуи.
 |
Парадная лестница, ведущая в зал и фойе |
 |
Большое фойе |
Когда императрица Евгения, пораженная такой невиданной роскошью, спросила у архитектора: «Что же это за стиль?», Гарнье находчиво ответил: «Это стиль Наполеона III и императрицы Евгении !».
 |
Зал театра |
Другой пример архитектуры эпохи Второй Империи - церковь Святой Троицы в 9ом округе Парижа архитектора Теодора Балю.
 |
Церковь Святой Троицы, Париж |
Живописцы Второй Империи вошли в историю как художники салонного искусства. Особенно модными были стилизации под античность - «à 1а grecque» (франц. «под греков»). Так, успехом парижских Салонов 1847 и 1863 гг. стали «Римляне эпохи упадка» Т. Кутюра и «Венера» А. Кабанеля.
 |
Рождение Венеры, А.Кабанель, 1863 |
Корифеями Салонов стали Ж.-Л. Жером и Ж.-Л. Хамон, посредственные живописцы, но снискавшие славу публики. Жером прославился и как скульптор, он создавал мраморные статуи обнаженных женщин «под антики», натурально раскрашенные, вплоть до имитации цвета волос и ногтей.
 |
Ж-Л. Жером, Сладкий король, 1859 |
Салонные живописцы Второй Империи считали себя последователями Ж.-О.-Д. Энгра, выдающегося художника академического направления, поздние произведения которого действительно близки салонной живописи. Только немногие художники отваживались пойти против канонов парижского Салона. Это Э. Делакруа, великий живописец французского Романтизма, и Г. Курбе, впервые изобразивший на своих полотнах крестьян.
 |
Г..Курбе, Встреча, или ("Здравствуйте, господин Курбе!"), 1854 |
Полюбоваться динамичными, полными смысла полотнами Эжена Делакруа вы сможете в Лувре, где представлена большая экспозиция, сюжеты которой заимствованы из греческой мифологии, в Музее Орсэ, в доме-музее Делакруа, расположенном на левом берегу Сены. Росписи Делакруа можно увидеть в дни Открытых дверей в Бурбонском дворце, сегодня принимающем Национальную Ассамблею, в Люксембургском дворце, нынче месте заседания Сената Франции и всегда в Лувре. Обязательно посетите церковь Сен-Сюльпис и посмотрите удивительные фрески, которым художник посвятил двенадцать лет своей жизни.
 |
Э.Делакруа, Свобода, ведущая народ, 1830 |
 |
Фризы Бурбонского дворца |
В 1863 г. в Париже был организован «Салон Отверженных», где выставляли свои картины, отвергнутые жюри официальных Салонов, Г. Курбе, Э. Мане, Э. Буден, Дж. Уистлер. В 1874 г. на артистической сцене появляются импрессионисты.
 |
Э.Мане, Завтрак на траве, 1863 |
В мебели аристократических гостиных почти безраздельно господствовал стиль «буль», главным образом продукции парижской фирмы семьи Вассмю. Предпочтение отдается темным породам дерева, украшенным бронзой, с инкрустациями из перламутра, черепахового панциря, меди, экзотических пород дерева. Так расширяется выбор используемых материалов: входит в моду бамбуковое дерево и индийский тростник.
 |
Семейный салон, Музей Маньен, Дижон |
Господствующими орнаментами становятся цветочные мотивы, позолоченные ободки, медальоны, маски из позолоченной бронзы. В цветовой гамме предпочтение отдается оттенкам красного, алому, золотому цветам.
 |
Лувр |
Появляются новые предметы мебели : пуф, будёз (от франц. "bouder" - дуться, обижаться) - софа, имеющая продольную, проходящую посередине спинку, по обе стороны которой можно сидеть "спина к спине" - кресло-"лягушка" (низкое и широкое, мягкое кресло, полностью обитое тканью).
 |
Эскизы мебели Второго Ампира |
|
|
|
|
 |
Будёз |
В керамике тон задавал Ж.-Т. Дэк, успешно подражавший фаянсам Сен-Поршера, итальянской майолике эпохи Возрождения и турецким полуфаянсам.
 |
Блюдо, Теодор Дек, Музей г. Гебвиллер |
А что вы скажете о вот таком сервизе лиможского фарфора, созданного специально для императрицы Евгении?
 |
Impératrice Eugénie, Haviland, 1901 |
Кстати, и по сей день этот сервиз используется для сервировки президентских трапез Елисейского дворца. А в 1987 году сервиз "Императрица Евгения" сняли в фильме "Пир Бабетты" ("Le Festin de Babette"), получивший впоследствии Оскар за лучший иностранный фильм, который я рекомендую посмотреть всем любителям французской гастрономии и французского стиля жизни.
Вот так стиль Второй Империи проникает в нашу с вами современность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий