Элегантный и роскошный, утонченный и оригинальный, французский стиль в интерьере – это не только эстетическое удовольствие, но и признак хорошего вкуса. Женственность французского интерьера, легкая помпезность и его необычайная функциональность считаются признаком хорошего вкуса и привлекают россиян. Но очевидно одно – определить французский стиль достаточно сложно.
В этой статье мне бы хотелось, в первую очередь, поговорить о французских ценностях, которые непосредственно влияют на французский стиль оформления интерьера. Во-вторых, хотелось бы определить, что является тем пресловутым «французским стилем». И, наконец, представить Вам несколько ключевых особенностей французского интерьера и проиллюстрировать их.
Говоря о французском стиле, поневоле сталкиваешься со следующим феноменом: он по-разному понимается и трактуется людьми различных социальных горизонтов. Будет ли традиционное оформление частного парижского особняка в стиле «а ля Версаль» или оформление лофта в районе Марэ с находящимися на каждом шагу шедеврами дизайна одним и тем же «французским стилем»? Скорее всего, нет.
Так что же составляет этот знакомый - незнакомый нам «французский стиль?
Возникший в 17 веке стиль барокко о Франции получил немного иное развитие, нежели на своей родине – Италии. Яркий и помпезный, величественный и торжественный, он сопровождал и украшал становление абсолютизма. Соревнуясь за создание наиболее богато украшенных архитектурных ансамблей, аристократы того времени (впрочем, разумеется, как и королевский двор) не скупились на самые экстравагантные расходы и, собственно, дали развитие различных ремесленных мануфактур. В 1663 году были основаны Кольбером Гобеленовские мануфактуры, занятые исключительно производством предметов роскоши.
Зеркальный зал, Версаль |
Ковер "Выход турецкого посла из Тюильри", Королевская Мануфактура Гобеленов |
Например, краснодеревщик Андре Шарль Буль, выработавший на основе техники маркетри свой уникальный стиль, названный в его честь. Его мебель очень простых форм кажется грандиозной благодаря изысканной пышности инкрустаций из латуни, олова, серебра и черепахового панциря, помещённых в рамы из позолоченной бронзы.
Кабинет, Андре Шарль Буль, 1675-1680 |
Комод, А-Ш.Буль, 1710 |
Однако во Франции, по сравнению с другими европейскими странами, этот стиль, называемый еще «барочным классицизмом», характеризовался относительной сдержанностью, благородным великолепием.
XVIII век – время господства Франции – законодательницы стиля. Эпоха рококо, исключительно французского стиля, в то время как другие страны лишь интерпретировали французские веяния. Рококо придал значения таким стилеобразующим нюансам, каким доселе не воздавалось должное: изяществу, изысканности, элегантности. Стремление к удобству – одна из отличительных черт этого стиля.
Овальная зала, Отель де Субиз |
Задуманный женщинами и для женщин, рококо ценит интимность, уют и привнес в историю дизайна большое количество инноваций. Использование новых материалов (дуб, палисандр, самшит, розовое дерево), изменение цветовой гаммы в пользу пастельных, сочетаний белого и розового, зеленого, голубого с обязательным наличием золотых деталей, появление новой мебели (канапе, бержер, секретеры с наклонной плоскостью, книжный шкаф, туалетный столик, кровать по-польски), повышенный интерес к Востоку, в особенности к Китаю, характеризуют стиль рококо. Именно он впервые сформировал представление об интерьере как о целостном ансамбле.
Кровать по-польски работы Николя Эрто XVIII в., Версаль |
Во второй половине XVIII века менялось французское общество, а с ним и французский стиль. Росли протестные движения против расточительства и легкомыслия высшего общества, звучали призывы к возврату к утраченным ценностям. Так, в 1770-1780х годах на смену рококо пришло искусство классицизма. Идеалом красоты и примером для подражания стало древнегреческое античное искусство с его простыми и совершенными формами.
Комод, стиль Людовика XVI |
Неоклассицизм во Франции также называют «стилем Людовика XVI», последним из «королевских стилем». Орнаменты классицизма используют в основном античные мотивы: фестоны, меандры, цветочные или лавровые гирлянды, нити жемчужника, лист аканта. Часто для декорирования используются лаки белого и зеленого цветов, в сочетании с легкой позолотой некоторых деталей. В мебели преобладает функциональность, украшение ее маркетри с позолоченной бронзой, для обивки – ткани с цветочным орнаментом. В целом, ему характерно особенная изящность прямых, гармоничных форм, сдержанное декорирование, холодность и торжественность.
Спальня Мадам де Мантенон, Фонтенбло |
Читайте продолжение через неделю.
Комментариев нет:
Отправить комментарий