Триумфальная Арка, Париж |
Век классицизма продлился недолго – всего несколько десятилетий. В начале XIX века, в период Первой Империи Наполеона Бонапарта, обретая новые качества и свойства, он положил начало новому стилю, получившему название – ампир.
Ж.Л. Давид.Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года (фрагмент), 1806—1807 |
Наполеоновский ампир – жесткий, холодный, пафосный стиль, который, несмотря на всего тридцатилетнюю историю, коренным образом отличается от классицизма. Стремление к гармонии неоклассицизма, его возврат к древнегреческим ценностям и демократическим идеалам античных Афин последовала жесткая переориентация на образцы искусства древнего Рима. Специалисты дают этому явлению неоднозначную оценку. Так, Поль Верлен назвал ампир «затвердевшим стилем Людовика XVI», а Игорь Эммануилович Грабарь - «холодной диктатурой Ампира».
Спальня Жозефины Богарне, Мальмезон |
Во времена ампира оформление интерьера становится помпезным, монументальным, театральным, вплоть до прямого подражания бытовому укладу древнего Рима. Искусствоведы часто упрекают ампир в излишне жесткой регламентированности идеологических установок. Император Наполеон служил примером для подражания для двора, а уж сам императорский двор – для всей французской аристократии.
Спальня Наполеона, Мальмезон |
В 1812 г. придворными декораторами Наполеона, Персье и Фонтеном, было издано «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». Это открывало возможности к смешению стилей в интерьере, т.е. эклектике.
Французский ампир ввел также моду на египетский стиль. Таким образом, формы искусства египетской империи времени Рамзесов и древнеримских императоров соединились в художественных амбициях французского узурпатора. Они сосуществовали целостно и органично в едином «пространстве» романтического мышления.
Что касается характерных стилевых черт, ампир во многом противостоит классицизму. В цветовом оформлении мягкие и сложные красочные гармонии уступили место ярким красному, синему, белому – цветам наполеоновского флага. Из материалов излюбленным становится красное дерево, декорируемое бронзой.
В орнаментах - предметы военной тематики (мечи, пики, щиты, факелы, лавровые венки), геометрические фигуры (круги, овалы, ромбы), пышные бордюры из дубовых ветвей, наполеоновские пчелы и звезды из золотой и серебряной парчи на алом, малиновом, синем или зеленом фоне. Нужно отметить также заимствование ампиром античных форм без их стилизации, как это было принято в классицизме.
Появляются новые формы мебели: книжный шкаф с трельяжем, шкаф-горка, узкие витрины, серванты, круглые столы для сервировки, а «рекамье», элегантная кушетка, выполненная изогнутой в виде гусиной шеи.
Ж.Л.Давид. Портрет Мадам Рекамье |
Кушетка рекамье |
Основными же принципами искусства стиля ампир стали историзм, нормативность, рационализм, декоративность, многогранность, а позже - эклектизм.
Характерна еще одна особенность ампира: присущая ему регламентированность и призвание выражать имперские притязания Наполеона Бонапарта почти полностью исключила возникновение региональных течений и школ. На территориях завоеванных стран ампирные формы не были переняты полностью, а лишь интегрированы в локальные тенденции.
Ампир как искусство Франции XIX века, прославляющее победы Наполеона, был добровольно перенят лишь Россией, где он получил название «русского ампира» или «итальянизирующего классицизма».
Нарвские Триумфальные ворота, Санкт-Петербург @ А.Петросян |
Комментариев нет:
Отправить комментарий