Сегодня мы поговорим о модерне - стиле, который закончил век девятнадцатый и начал век двадцатый. 
Модерн появляется в 1860-70 е годы как ответ эклектическим стилям, господствующим тогда в Европе и повторяющим элементы предыдущих художественных приемов.
  | 
| Особняк З.Морозовой в Москве, арх.Ф.О.Шехтель, 1893. Ныне дом приемов МИДа.  | 
  | 
| Бывшая курительная комната в особняке З.Морозовой. На стенах росписи Врубеля. | 
 Модерн стремится стать синтетическим стилем, философским стилем, создающим уникальное гармоничное пространство всеми возможными средствами. Это дало толчок к развитию прикладных искусств : дизайна интерьеров, керамики, книжной графики. 
  | 
| Афиша бала студентов в Бордо, А.де Тулуз-Лотрек, 1900 | 
Плавные, изогнутые линии, растительные мотивы, необычные формы, функциональность, использование новых технологий и, конечно же, особенное внимание к оформлению интерьера определили, в целом, главные характеристики стиля модерн.
  | 
| Декоративный элемент шпалеры Германа Обриста с изображением изогнутого стебля цикламена, названного критиками "удар бича", стал символом модерна. 1900 | 
Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (Victor Horta). 
  | 
| Первый в мире особняк в стиле модерн - отель Тассель (1893) в Брюсселе, арх. Виктор Орта, внесенный в список исторического наследия ЮНЕСКО. | 
  | 
| Лестница в отеле Тасселя, арх. Виктор Орта | 
 Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар (Héctor Guimard), создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро. 
  | 
| Метро Saint-Michel | 
  | 
| Метро Tuileries | 
  | 
| Метро Porte Dauphine | 
В Испании – Антонио Гауди (Antonio Gaudi) с его фантастическими шедеврами, органично вписывающимися в пространство, как будто их создатель – сама Природа.
  | 
| Дом Батльо, Барселона, арх. А.Гауди | 
Распространению модерна способствовало проведение всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Модерн - это сказочность, мир иллюзий. Его идеалы не смогли реализоваться в сложную переходную эпоху конца XIX - начала XX вв. Они только отразились по-разному в его многочисленных течениях. Подчас эти течения были взаимоисключающими и  переплетающимися между собой. 
  | 
| Работы Эрнста Хекеля служили источником вдохновения для эстетики модерна | 
Орнаментальное и конструктивное, "флореальное" и геометрическое, новаторское и ретроспективное, неоклассическое и неоготическое, индустриальное и кустарное, массовое и элитарное...
  | 
| Рига - признанная столица стиля Ар Нуво, заключающая в себе наибольшее количество памятников архитектуры Ар Нуво в Европе. Центр города включен ЮНЕСКО в список архитектурного наследия стиля Ар Нуво. | 
Модерн не представляет собой единого стиля, он объединяет множество течений, которые имело одно общее свойство - мировоззрение «fin de siècle» – «конец века», отличавшееся, с одной стороны, растерянностью, духовной усталостью, кризисом идеалов, а с другой – настоящими поисками нового большого стиля во всех сферах творческой жизни. 
  | 
| Здание бывшего Крестьянского Поземельного Банка в Нижнем Новгороде, арх. Ф.О.Ливчак, 1915  | 
 Среди основных течений искусства модерна обычно выделяют флореальное, или «Ар Нуво», неоромантическое (национально-романтическое), рациональное (геометрическое),"неопластицизм" ("органическая архитектура"), неоклассицизм. 
 
  | 
| Ваза марки Розенталь, 1900е годы. Торговая компания Розенталь получила признанный успех на гребне популярности именно искусства "Ар Нуво". | 
В разных странах модерн знаком под разными названиями.  В Англии это Движение Искусств и Ремесел (Arts and Crafts Mouvement). Движение стало реакцией на "достижения" промышленной революции XIX века, в особенности на распространение товаров широкого потребления, лишенных какой бы то ни было художественной ценности. Идейным вдохновителем движения стал Джон Раскин (John Ruskin), в работах которого утверждается мысль об индустриальном производстве, ведущем к деградации творца и потребителя изделия.  
  | 
| Джон Раскин | 
 Постулат о том, что изменение эстетических идеалов, развитие дизайна и ремесел позволят изменение общественного уклада и улучшение качество жизни людей, определил его следующие черты: простоту и лаконичность форм, стремление к единому стилю оформления формы и декора, преобладание растительных, анималистических, позже мифологических мотивов. Большое внимание уделялось использованию натуральных материалов. 
 
  | 
| Обои "Артишоки", У.Моррис | 
  | 
| Обои "Фрукты", У.Моррис | 
Первая постройка, отнесенная к данному стилю,  считается  построенный в 1859 г. по проекту Филипа Уэбба (Philip Webb) в Бекслихис Красный Дом. Простое, незамысловатое здание, добротное и лишенное привычной для середины XIX века фасадности и симметрии. Живописная композиция простых и ясных объемов отражает внутреннее устройство Дома. Внешняя отделка стен Красного Дома призвана оттенить "правдивость материала". 
  | 
| Red House, Bexleyheath @ Eddie Mulholland | 
В 
отделке интерьеров Уэбб исходил из соображений красоты, удобства, разумности, правдивости. Это была попытка создать сооружение, объединяющее под сенью архитектуры все виды искусства - живопись, скульптуру, различные виды декоративно-прикладного искусства, создать фрагмент гармоничной среды, с помощью красоты которого облагородит и стиль жизни. 
  | 
| Внутренняя отделка Красного Дома | 
В Германии «югендштиль» — нем. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend в Германии. 
  | 
| Обложка журнала "Die Jugend", давший название немецкому модерну, 1896 | 
Стиль «Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии назван в честь выставочного павильона. Возведенное в 1898 г. архитектором Ольбрихом, здание украшено большим позолоченным куполом с изображением позолоченных лавровых листьев, интерьеры и окна из цветного стекла. Над главным входом - надпись со словами художественного критика Людвига Хевеси: "Эпохе — свое искусство, искусству — своя свобода".
  | 
| Дом сецессиона (Die Sezession) в Вене, И-М. Ольбрих | 
«Еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии, вдохновляемый горной природой с ее елями и горечавками. Первым архитектурным зданием в «еловом» стиле был особняк, спроектированный Флорой Стайгер-Кроуфорд (Flora Steiger-Crawford).
  | 
| Sandreuter, г. Баль, Швейцария | 
 В Италии это «стиль либерти», названный в честь лондонского универмага Артура Либерти, близкого идеям модерна. Универмаг получил известность за импортируемые "диковины" - товары, привозимые из дальних концов Британской империи. Его клиентами стала модная лондонская публика, в том числе артисты и дизайнеры, разделяющие взгляды Движения Искусств и Ремесел. Так, универмаг стал заветным адресом для модников и модниц всего мира. 
  | 
| Универмаг Либерти в Лондоне | 
  | 
"Liberty is the chosen resort of the artistic shopper". O.Wilde "Либерти - это избранное прибежище артистичного шоппера" О.Уайлд  | 
 Итальянский модерн не стоит в центре движения "Ар нуво"; архитектурные памятники этого стиля находятся преимущественно в Милане и Турине. Однако образцы итальянского флореального течения вы найдете также во Флоренции, Варезе, Сицилии...
  | 
 
| Особняк Брогги-Карачени во Флоренции, арх. Джованни Микелацци, 1910-1911 |  
  | 
 В США это «стиль тиффани» названный в честь Л.К.Тиффани.  С ним ассоциируются, прежде всего, яркие лампы классических форм с преобладающими натуралистическими мотивами и пестрые витражи насыщенных цветов, изображающие природные мотивы и пейзажи.
  | 
 
| Лампа "Фазан", Студии Тиффани, 1900-1910, Музей искусства Квинс, Нью-Йорк @ Nicholas Cass-Hassol |  
  | 
  | 
 
| Лампа "Глициния", Студии Тиффани, 1900-1910, Музей искусства Квинс, Нью-Йорк@ Nicholas Cass-Hassol |  
  | 
 В Франции «ар-нуво» и «fin de siècle» (букв. «конец века»). Именно про это французское течение стиля модерн мы и поговорим в следующей статье.  
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий